1. Введение
Полиграфия как искусство высоких технологий. Уникальный, ориентированный на эстетическое восприятие симбиоз информационных и физико-химических процессов в технике иллюстрационной печати.
Дуализм информационной технологии в полиграфии: ее содержательная (тексто-иллюстрационная) и управляющая компоненты.
Эволюция допечатных процессов: гравирование, фотомеханика, аналоговое и цифровое электронное репродуцирование, компьютерные издательские системы. Преимущества и издержки каждого переходного этапа. Замкнутая (вход - выход) репродукционная система. Проблемы адекватной интерпретации цветовых значений в современной открытой издательско-полиграфической среде.
Вспомогательные (распознавание образов, компьютерная графика) и базовый (репродуцирование) аспекты допечатной обработки изображений.
Оригиналы изобразительные и задача репродукционного процесса. Смысл и метрика локальных (отражение, яркость, оптическая плотность, светлота…) и общих (четкость, резкость, контраст, интервал плотностей…) параметров изображения. Их связь со зрительным восприятием и характеристиками репродукционной системы.
Оценка и управление качеством печатного изображения. Стандартизация и согласование параметров.
2. Растровый оттиск
Принцип растрирования и варианты представления запечатанной краской площади на подложке. Специфика восприятия растровой структуры зрением. Оптическая плотность растрового оттиска и «оптическое растискивание». Эффективный интервал иллюстрационной печати и другие критерии оптимизации (настройки) системы форма-краска-подложка. Философия выбора значения линиатуры.
Электронное растрирование. Способы задания растрового алфавита и представления растровой функции. Печатная способность растровых структур регулярной и нерегулярной геометрии. Форма растровой точки.
3. Репродукционная система
Считывание изображений. Аналоговое и цифровое представление, функциональные преобразования полученного сигнала. Вывод изображений. Полная и интегрированная репродукционные системы.
Основные компоненты и характеристики считывающих устройств. Считывающий элемент и частота выборки. Объем иллюстрационного файла. Спектральные чувствительности цветоделительных каналов. Колориметрическое и денситометрическое представление цветовых значений.
4. Кодирование изображений
Пространственная дискретизация, квантование и цифровое представление изобразительной информации. Считывание мгновенного действия и с накоплением света. Геометрия выборки и ориентация растра на изображении. Учет угловой анизотропии разрешения как пример взаимного согласования трех базовых компонентов информационной системы.
Размерность и линейность шкалы квантования. Шумы (ошибки) квантования и нелинейных преобразований тона. Их компенсация избыточной разрядностью исходного сигнала. Квантование тона в аналого-цифровом преобразовании и растрировании. Совместимость цветовых значений по входам и выходам репродукционной системы. Иллюстрационный файл. Иерархия приоритетов в регламенте кодирования: кодируемое свойство изображения (цвет точки, геометрия изображения…), способ кодирования (денситометрический, колориметрический…), метрика кодирования (XYZ, Lab…), числовые значения, теги.
5. Воспроизведение контуров и мелких деталей
Искажения в области высоких пространственных частот и их коррекция. Апертурные искажения и их коррекция. Нерезкое маскирование.
Искажения деталей в полиграфическом растрировании. Их компенсация: увеличением объема исходного сигнала; использованием непериодического растра; смещением растровых точек; в адаптивных методах растрирования.
6. Передача крупных деталей (тоновоспроизведение)
Размещение шкалы полутонов оригинала в градационном диапазоне печати. Форма характеристики тонопередачи в свете поставленной градационной задачи (физическое и психологическое тождество, редакционная передача…). Обеспечение заданной характеристики передачи в конкретном полиграфическом процессе. Взаимосвязь характеристик передачи отдельных стадий процесса. Стадии, оптимизируемые по своим собственным критериям, и стадии, обеспечивающие линейность всей системы. Управление тонопередачей. Предельная шкала и контурная емкость иллюстрационной печати. Равноконтрастная метрика тона в сигнале изображения. Физическое растискивание при записи фотоформ, в формном и печатном процессах. Компенсация нелинейных искажений отдельных стадий и процесса в целом.
7. Цветная репродукция
Атрибуты цвета. Цветовые шкалы (номинативные, порядковые, интервальные, относительные). Цветовое возбуждение. Функции основных возбуждений. Метамерное (колориметрическое) тождество в печати. Кривые смешения. Цветовые координаты. Равноконтрастная метрика цвета. Согласованная с восприятием мера цветового различия (дельта Е). Адаптация. Стандартная и развитая колориметрия.
Автотипный синтез цвета. Базовые цвета автотипии. Идеальные и реальные печатные краски. Избирательность красочной триады к освещению.
Причины и задачи цветовых преобразований в допечатной стадии. Простейшее цветокорректирующее маскирование. Табличная цветокоррекция и ее программирование в замкнутой репродукционной системе. Варианты сжатия (совмещения) цветовых охватов оригинала и печати.
Функции черной краски в триадной печати. Объем и диапазон замещения (UCR, GCR) и дополнения (UCA) трехкрасочного ахроматического черной краской. Печать более чем в четыре краски.
8. Управление цветом в печати
Основные подходы к управлению цветом в замкнутой и открытой репродукционной среде. Управление цветом на основе сквозной калибровки и на основе стандартизации (SWOP, EuroStandard); с использованием связующего колориметрического цветового пространства. Характеристики передачи (профили) устройств считывания и отображения. Реализация репродукционных намерений, стандартизованных Международным консорциумом по цвету (ICC), с использованием «профилей» и связующего цветового пространства.
Цветопроба («аналоговая» и «цифровая», на мониторе и на подложке). Физические принципы, назначение, технологические особенности. Цвет на экране монитора.
Шкалы контроля формного и печатного процессов. Их использование в цветопробе, приладке и мониторинге тиражной печати.
8. Форматные преобразования
Диапазон изменения масштаба оригиналов различного типа. Масштабирование изображений, представленных массивом чисел. Прочие причины изменения размерности числового массива изображения. Кадрирование и вкопирование изображений.
9. Синтез изображений
Признаки классификации. Электро-механическое и «лазерное» гравирование. Технология компьютер-форма. Цифровая печать. Запись фотоформ. Основные требования к устройствам вывода, их реализация в машинах с протяжкой материала, с креплением его поверх и внутри цилиндра. Устройства записи без накопления и с накоплением световой энергии. Копировальные свойства фотоформ в свете стандарта ISO 12647.
10. Муар многокрасочной печати
Ложные узоры как результат взаимодействия периодических решеток при их взаимном наложении. Объектный и собственный муар в однокрасочной печати. Контраст и частота муара. Их зависимость от локальных свойств изображения и геометрии растра. Базовые подходы к коррекции муара многокрасочной печати: совмещение и поворот растров; использование нерегулярных растров. Поворот растра на угол с рациональным и иррациональным тангенсом. Цветовые различия полей с растровыми розетками открытого и закрытого типа. Растрирование методом диффузии ошибки.
11. Управление качеством иллюстрационной печати в свете рекомендаций стандарта ISO 9000-2000
Структура, философия и основные составляющие системы управления качеством. Нормативно-техническая и метрологическая база, технологическая культура предприятия. Оптимизация, нормализация и стандартизация технологических операций. Регламент взаимодействия исполнителей, соисполнителей, поставщиков и заказчиков.
В результате участия в семинаре слушатель уяснит:
- основные параметры объективной количественной и визуальной оценки качества изображений;
- принципы воспроизведения полутонов бинарными (двухуровневыми) средствами печати;
- критерии оптимизации режима взаимодействия компонентов в системе краска-форма-печатная подложка;
- параметры растровых систем, основные критерии оценки их эффективности и ограничений;
- связь характеристик растрового процесса с базовыми показателями качества цветной иллюстрационной печати;
- специфику искажений и ограничений репродукционного процесса и основные подходы к их коррекции;
- природу и многообразие объективных причин, порождающих растискивание в тоновой печати;
- важность контроля размеров печатных элементов, существо их искажений, методы учёта и оценки на различных стадиях;
- взаимосвязь характеристик передачи тона и цвета в многостадийном полиграфическом процессе;
- основные понятия цветоведения и суть автотипного синтеза цвета в печати;
- преимущества печати более чем в три краски;
- процесс цветоделения, замещения многокрасочного серого черной краской по его объему (UCR) и диапазону (GCR), понятие цветового охвата, проблемы его преобразования и роль цветовых систем в этом процессе;
- важность и условия достижения достоверной передачи ахроматических цветов и обеспечения их высокого контраста, в том числе, с помощью процедуры UCA;
- причины и принципы коррекции муаровых искажений в многокрасочной печати;
- проблемы колебаний цвета оттисков в тираже;
- существо различных систем измерения цвета, их преимущества и недостатки;
- основные подходы к сжатию цветового охвата оригинала в печати;
- принципы системного подхода к управлению качеством цветной печати;
- методы калибровки устройств отображения (получения характеристик их цветопередачи);
- различия, преимущества и ограничения подходов к управлению цветом на основе калибровочных процедур, стандартизации параметров и связующего цветного пространства;
- практические приёмы и средства контроля параметров цветопробных, подписных и тиражных иллюстрационных оттисков;
- важность учета условий наблюдения при оценке качества цветной печати;
- природу мифов и расхожих некорректных представлений о растрировании, цветовых значениях и растискивании в печати.
Предполагаемая аудитория
Операторы НИС и печатники, технологи и менеджеры, работники издательств и рекламных агентств, инженеры, научные работники и преподаватели, связанные с проблемами цветной иллюстрационной печати. Начальные представления о технологии полиграфии и цветном репродуцировании желательны, но не обязательны.
Юрий Вениаминович Кузнецов свыше 30 лет ведет научные исследования, разработки и преподавание в области обработки изображений в печати. Автор более 70 научных статей, монографий, отечественных и зарубежных патентов в данной области, а также книг: "Подготовка иллюстраций к печати. Растрирование" 1998 г., «Технология обработки изобразительной информации» 2002 г., «Введение в проблемы цветовой коммуникации», «Основы технологии иллюстрационной печати» 2016. Представляет отечественную полиграфическую научную школу докладами на зарубежных отраслевых научных конференциях. Руководитель разработки отечественной технологии адаптивного растрирования изображений. Редактор реферативного сборника «Технология полиграфии». Член международных научно-технических сообществ IS&T, TAGA, IARIGAI, IC в области печатных средств информации, доктор технических наук, профессор, в течение 20ти лет заведовавший кафедрой Технологии полиграфического производства Сев.-Зап. института печати.